«Создание уклада школы для реализации проекта "Школа - правовое пространство"

 Выступление заместителя директора
 по учебной работе  Кузовенковой И.Г
на   городском семинаре  руководителей, заместителей руководителей по учебной работе образовательных учреждений города по теме
 « Обеспечение  современного качества образования в условиях развития правового пространства школы».
 
«Создание уклада школы для реализации проекта
«Школа – правовое пространство».
 
Следует признать, что каждой школе присуще особый дух, особая атмосфера, особый уклад жизни, которые, на наш взгляд, определяют идеологию и успех школы работают на ее имидж.
С 2001 года образовательное учреждение участвует в реализации проекта «Школа – правовое пространство», который был разработан рабочей группой и рассчитан на 5 лет реализации.
Первым  шагом в разработке Проекта стал анализ внешнего окружения, социального заказа, достижений образовательного учреждения и выявлены наряду с положительными результатами следующие проблемы:   
 ·        Выпускники не обладают ценностными установками, обеспечивающими адаптацию к новой среде.
·        Получив образование, выпускники не могут реализовать свои возможности.
·        Низкая правовая грамотность родителей.
·        Правонарушения в социуме.
·        Недостаточное развитие лидерских качеств, низкая активность в социально-значимых мероприятиях.
·        У педагогов традиционный тип мышления.
 В результате было составлено «Древо проблем».
И первым шагом в создании Концепции желаемого состояния школы стал проект «Школа – правовое пространство», который состоит из следующих направлений:  
  Программа «Я - гражданин» направлена на  формирование ценностных установок, обеспечивающих адаптацию учащихся к новой среде. Суть заключается в подготовке учащихся к ответственной, осмысленной жизни и деятельности в демократическом правовом государстве.      
Программа «Я - лидер» создана с целью развития школьного ученического самоуправления,  формирования лидерских навыков поведения и социальной активности учащихся.
            Целью единого информационного пространства является обучение педагогов инновационным технологиям, развитие единого образовательного пространства. 
Сетевое взаимодействие с демократическими школами способствует развитию демократических процессов в школе.
И первым шагом в модернизации учебного плана стало введение предмета «Граждановедение» со 2 по 7 класс по программе курса граждановедение, автором которого является С.К.Тивикова, заведующая кафедрой начального образования НИРО, доцент, кандидат педагогических наук г. Нижний Новгород. Обучение во 2 классе ведется по учебнику «Кораблик», в 3 классе – «Жар-птица» 1 часть, в 4 классе – «Жар-птица» 2 часть. Цель гражданского образования в начальной школе – создание условий для вхождения растущей личности в гражданское правовое общество через становление отношений к миру и к себе в нем.
Учебное пособие «Граждановедение», автором которого является Соколов Я.В., рассчитан на преподавание в 5, 6, 7 классах. Оно способствует первичной социализации личности и правовой культуры учащихся.
В 2002 году школа вступила в межрегиональную общественную организацию «Школа и демократия», в 2006 - 2007 учебном году школьная команда приняла участие в семинаре «Школа – центр распространения демократических преобразований» в Москве. 
Коллектив делится своим опытом работы. Мы уверены, что городские семинары по гражданско-правовому воспитанию, традиционные праздники «День права», «День толерантности» стали фестивалями педагогических идей.
Под руководством опытных учителей в школе разработана система научно-исследовательской деятельности. В этом учебном году 6 учащихся приняли результативное участие в научно-практической конференции «Гимназическая весна-2011» на базе МОУ «Гимназия №6», 13 учащихся в  VIII республиканской дистанционной олимпиаде.
В прошлом учебном году Казяева Ирина заняла 1 место в естественнонаучной номинации, Малышева Анна – 2 место в экономико-математической номинации  7 Республиканской Дистанционной олимпиады, в этом году Сеняткина Екатерина 3 место по математике в 8 Республиканской Дистанционной олимпиаде.
Два года подряд ученики школы занимают призовые места на республиканских олимпиадах: 2009-2010 уч.г. – Логунова Наталия (3 место по обществознанию),   2010-2011 уч. г. – Ермолаева Татьяна (3 место по праву)
Через ученическое самоуправление каждый ученик может определить свое место и реализовать свои способности и возможности. Органами ученического самоуправления являются Совет старшеклассников и Совет «Наследники». По инициативе органов школьного самоуправления учрежден школьный конкурс «РОСТок», выявляющий одаренных и творческих детей, одна из его номинаций «Я - гражданин». 
Участие школьников в детской общественной организации «Наследники»  создает условия для воспитания гражданина и патриота своей страны. Широко используются такие формы работы как школа актива, игры на развитие толерантности, акция «Я - гражданин», «Забота», деловые игры «Выборы лидера», «Пишем законы».
Работа по повышению правовой культуры избирателей является одним из приоритетных направлений деятельности, которая ведется с 2005 года. В рамках Декады молодого избирателя прошли увлекательные и познавательные мероприятия: детский караван «Изучаем историю выборов», конкурс буклетов «Мы и выборы», конкурс компьютерных презентаций «Россия! Выбери будущее!» Данный материал используется на уроках обществоведческого цикла.
Работа над реализацией проекта «Школа – правовое пространство» позволила подчинить единой цели коллектив школы, повысила социально-гражданскую активность учащихся и уровень профессиональной подготовки педагогов.